Индия — страна большого драматического и танцевального искусства
Индия — страна большого драматического и танцевального искусства— не сохранила зданий театров. Довольно миниатюрный, всего на 60 зрителей, театр, высеченный в скалах. Рамгарха в III в. н. э.,— памятник уникальный. Планировка его с двумя боковыми помещениями и двухступенчатыми местами для зрителей напоминает театры, описанные в трактате Бхарата «Натьяшастра». Это обстоятельство дает основание предполагать, что подобные постройки возникали здесь независимо от иноземных влияний. При возведении плотины Нагарджунасагара были обнаружены стадион на семь тысяч зрителей с высеченными в скалах галереями, крытый театр и искусственное озеро, окруженное ступенчатыми скамьями. Другие памятники древних театральных и зрелищных сооружений пока что не найдены. Тем более интересны первые попытки, сделанные в этом направлении в наше время. Открытый амфитеатр многоцелевого назначения создал Б. П. Матхур при Пенджабском университете в Чандигархе из дешевых строительных материалов: он использовал земляную насыпь, образовавшуюся в процессе городского строительства, и местный речной булыжник для облицовки. Любопытен типовой проект деревенского театра, выполненный немецким архитектором по идее индийского писателя Мульк Радж Анан — да. Полукруглый амфитеатр расположен на естественном откосе холма. Небольшая эстрада защищена навесом в форме раковины или зонта. Зеленые кроны деревьев образуют навес над зрителями, защищая их от солнца. Формы и размеры театра обеспечивают хорошую акустику.
Итак, после достижения независимости в Индии развернулось колоссальное строительство и наметилась весьма важная прогрессивная тенденция планомерного создания новых городов вокруг промышленных объектов, возведения сооружений новых типов, использования новых материалов и конструктивных форм, синтезирования элементов зарубежной и местной строительных культур. Однако в условиях интенсивно развивающихся капиталистических отношений эта тенденция проявляет себя еще крайне медленно, наталкиваясь на сопротивление тех, кто не желает расставаться со старыми производственными отношениями и старым бытом.