Культура Индии
Индия — родина древнейших философских систем, оказавших огромное влияние на развитие самых различных областей ее культуры и духовной жизни. «Индийская философия,— отмечает видный общественный деятель Хумайюн Кабир,— определила характер индийской культуры во всех ее многообразных проявлениях… Терпимость, синтетический и всеобъемлющий характер древнеиндийской мысли придали культуре Индии жизнеспособность, гибкость и терпимость, которые позволили ей проникнуть в гущу народа и устоять против всех попыток нарушить непрерывность развития и уничтожить древние традиции». Естественно, что в исследованиях по истории индийской культуры философии уделяется большое внимание. Ей, например, специально посвящен один из томов фундаментального пятитомного труда, вышедшего в 1953 г.. Определение реального места и объективной роли индийской философии в развитии культуры страны не только представляет серьезную научную проблему, но и приобретает важное значение в социальноисторическом и политическом плане. Дело в том, что европоцентристские концепции, выступающие как один из главных инструментов идеологии колониализма, едва ли не центральной своей мишенью избрали область общественного сознания. Обычное противопоставление Востока и Запада имеет в своей основе преимущественно противопоставление по концептуальным, философско-теоретическим мотивам. Адепты европоцентризма утверждают, что на Востоке якобы не было создано никаких оригинальных философских учений, что идеи восточных мыслителей являются лишь жалким подражением «духу» Запада, а общественные теории в сущности перепевают религиозные мифы. Гегель в свое время проводил мысль, что подлинная философия создана только на Западе, а так называемая восточная — это на деле «религиозное мировоззрение… которое очень легко можно принять за философию». Хотя подобные идеи высказываются и теперь, тем не менее в наши дни в условиях крушения колониальной системы и суверенного развития народов бывших колониальных и зависимых стран апологеты европоцентризма вынуждены перестраиваться: они признают значительные достижения народов Востока в развитии философской мысли в древности, но отрицают за ними способность творить новые философские системы и ученья в наши дни. Ретроспективный взгяляд на восточную философию, подчеркивание, что заслуживают внимания лишь ее древние системы, отказ от изучения современной философской мысли — одна из утонченных форм нынешнего европоцентризма.