Развитие отечественной философии
Развитие отечественной философии прослеживается им в свете борьбы материализма и идеализма. Он обстоятельно разбирает материалистическое учение чарваков и подчеркивает, что это далеко не исключительное явление. Рой отвергает традиционную точку зрения на некоторые классические системы, доказывая наличие в таких из них, как санкхья, ранний буддизм и др., серьезных материалистических и атеистических тенденций и отмечает, что характеристика индийской философии как сплошь религиозной и спиритуалистической лишена оснований. В разработке этой темы М. Рой стремится опереться на марксистскую методологию. По его, мнению, индийская философия представляет собой не проявление абстрактного, «национального духа», а отражение общественно-материальной практики в определенную эпоху. Серьезный научный вклад в разработку проблем истории индийского материализма вносит Дебипрасад Чаттопадхьяя. Итогом его многолетних исследований в этой области послужил изданный в 1956 г. па бенгальском языке капитальный труд «Локаята даршана. История индийского материализма» . Автор использовал огромный фактический материал и охватил широкий круг источников, частично впервые вводимых в научный обиход. Он отправляется от того, что индийский материализм не ограничивается системой чарваков и элементами других философских школ, но воплощен в совокупности «стихийно-материалистических взглядов, которые, впрочем, во многом отличались от первобытной локаяты, как бы предвосхищая ее на той стадии, когда еще вообще не существовало идеализма» . Такой подход позволил Чаттопадхьяя убедительно «показать, что идеалистическая точка зрения возникла на руинах первобытных стихийно-материалистических взглядов, представляющих общественное сознание… доклассового общества, в котором физический и умственный труд еще не отделились друг от друга» . Из обстоятельного анализа делается следующий вывод: «Спиритуалистическая точка зрения не являете» врожденной для Индии» . Это дает основания подвергнуть критике традиционно-идеалистические взгляды ряда ученых, в том числе Сурендранатха Дасгупты и Сарвепалли Радхакришнана, согласно которым спиритуализм — «неотъемлемый признак индийской мысли». Полемическая заостренность труда Чаттопадхьяя свидетельствует о том, что марксистское исследование вопросов духовного наследия Индии выходит за рамки чисто академических проблем и приобретает важное значение в идеологической борьбе.