Реалистическая проза Индии
В реалистической прозе Индии, как в зеркале, отражаются изменения общественных и морально-этических представлений современного индийского общества. Многие писатели-реалисты, поднимая традиционные проблемы семьи, брака, положения женщины, нередко решают их в соответствии с жизненной правдой несколько иначе, чем прежде, стараются показать, что женщина в сегодняшней Индии уже не желает мириться с унизительностью рабского существования.
В этом смысле представляют интерес образы двух героинь упоминавшегося романа Яшпала. Вот судьба одной из них. 1947 год. Страшные кровавые события в Лахоре. В бесконечном потоке беженцев Банти теряет мужа и сына. Когда же после долгих мытарств она, наконец, находит семью, двери родного дома закрываются перед ней навсегда: религиозные законы запрещают пускать жену в дом, раз она покинула его без ведома мужа. Обезумевшая от горя женщина разбивает голову о порог. Видя, что Банти мертва, муж и свекор открывают дверь и, славя богов, совершают погребальные обряды над телом несчастной жертвы. Немало страданий выпало и на долю другой героини, Тары, но они не сломили ее. Ничто не может заставить эту женщину свернуть с избранного пути. Вся ее жизнь — бескорыстное служение людям. Тара не только борется за свое счастье, но и помогает окружающим — под ее влиянием в девушке Сите пробуждается чувство собственного достоинства, и она находит в себе силы вырваться из грязного болота разврата; с ее помощью несчастная женщина Шила набирается мужества, чтобы порвать с ненавистным мужем и соединиться с любимым.