Старое
Топовые записи

Духовный голод и религия в Индии

Духовный голод и религия в ИндииОтправной пункт религиозно-философских учений — ставшее почти тривиальным положение, согласно которому человечество нуждается в «духовной пище». По мнению адептов этих учений, прогресс науки и техники, рост производства, возрастающее накопление богатств обусловили небывалое распространение материализма, который «отравил» сознание значительной части населения земли. Этим объясняются неустройства и пороки, якобы присущие человеческому обществу. «Плодами материализма, — говорит Свами Шивананда, — являются разрушения, горе и страдания», и роль Индии состоит в том, чтобы «вывести народы мира из мрака материализма к свету духовного идеализма».

Свами Бон Махарадж тоже заявляет: «Нынешний век, в который научные открытия стали угрозой для культуры и цивилизации, больше всего нуждается в теологии». Он признает, что в Индии после завоевания независимости процесс национального возрождения сопровождается секуляризацией всех областей жизни, в связи с чем обесцениванию подвергаются «религиозные ценности». Распространение научных знаний и просвещения порождает скептическое отношение к религии, а нередко вызывает и откровенную критику ее догматики и культа. Между тем именно религия, по мнению Свами Бон Махараджа, призвана и единственно может дать человечеству ту самую «духовную пищу», острейшую потребность в которой оно сейчас испытывает. И если Свами Шивананда выдвинул в качестве средства утоления «духовного голода» синтетическую йогу-веданту, то Бон Махарадж видит это средство в проповеди вишнуизма. Он показал себя «твердым и решительным поборником философии Мадхвачарьи и Чайтаньи Махапрабху» и развернул «защиту вишнуизма от атак и фальсифицирующей критики со стороны некоторых так называемых глобальных философов». Не менее показательны и взгляды Свами Ранганатхананды — создателя учения, именуемого синтетической санатана дхармой. Он утверждает, что ни наука, ни политика, ни какая-либо другая деятельность сами по себе не в состоянии обеспечить мир и счастье, этого можно достигнуть только посредством духовности. Лишь она «дисциплинирует индивидуумы и группы и способна гарантировать ценности жизни… и стремление к счастью, свободе, братству и равенству. Мир и счастье человека, стабильность цивилизации и прогресс полностью зависят от интенсификации духовного сознания людей».

Новые статьи
Интересные записи

Copyright © 2015. All Rights Reserved.