Стремление обращаться к западным идеям
В связи с этим усилилось стремление обращаться к западным идеям для развития отечественной философии. Оно встречает решительное противодействие довольно широких кругов индийской философской общественности, настаивающих на необходимости основываться преж де всего и главным образом на национальных традициях. Так, А. Мукерджи утверждает, что индийская мысль должна ориентироваться на философию Англии, поскольку «от нее прямо или косвенно исходит большинство конструктивных предложений». Реакцией на подобные взгляды явилась резко нигилистическая оценка западных учений. На одной из сессий. Индийского философского конгресса даже раздавались голоса: «На Рассела, Уайтхеда и подобный хлам, считающийся модным в некоторых странах, можно не обращать никакого внимания» . Против преувеличения роли европейских влияний, правда не столь прямолинейно, выступают многие ведущие индийские философы. С. Радхакришнан, например, подвергает критике стремление к апологии западной мысли, присущее некоторым его соотечественникам, и указывает, что это не может содействовать прогрессу индийской философии. «Самое эффективное решение,— пишет он,— состоит в том, чтобы выразить коренные идеи Индии языком нашего века» . Особенно отчетливо идейная борьба вокруг проблемы влияния обнаруживается в отношении индийских мыслителей к новейшим течениям философии Запада. Если позитивизм почти единодушно отвергается ими, то экзистенциализм находит себе почитателей в их среде.
Это «модное» на Западе течение пропагандируется рядом индийских философов. Субхас Чандра в серии статей, посвященных взглядам одного из основоположников экзистенциализма — М. Хейдеггера, проводит мысль о том, что работы последнего «представляют во многих отношениях акме современной мысли континентальной Европы». Гуру Датт в книге «Экзистенциализм и индийская мысль» пытается сблизить с этой системой древнеиндийские учения. Ту же цель преследует и А. Мукерджи, заявляющий, будто коренной принцип экзистенциализма — «существование предшествует сущности» — «более или менее антагонистичен западной философской традиции, но вовсе не противоречит индийской».
Одновременна наблюдается стремление провести аналогии между экзистенциализмом и воззрениями некоторых индийских мыслителей нового и новейшего времени. Так, Басант Кумар Лал старается проделать подобную операцию со взглядами выдающегося индийского философа Кришначандры Бхаттачарии.