Развитие национальных традиций в области пейзажа в Индии
Для развития национальных традиций в области пейзажа много сделал другой крупный мастер старшего поколения — Бирешвар Сен. Ему принадлежит серия картин, привлекающих декоративной звучностью и насыщенностью колорита. К ним относится «Трон богов», изображающая величественный снежный пик в Гималаях, освещенный лучами заката. В картине «Благословение святого» дана широкая панорама горных хребтов, которым противостоит выделяющаяся четким контуром скала, вытянутая вдоль нижнего края холста.
Маленькие фигурки святого и аскета теряются в бесконечном просторе, олицетворяющем величие и мощь природы. Эти пейзажи Б. Сена близки работам Н. К. Рериха. Одно из лучших произведений Б. Сена — «Волшебный пруд», знакомый советским зрителям по выставке 1953 г.
Очень популярно в Индии творчество бенгальского мастера Джамини Роя. В первые годы после окончания художественной школы в Калькутте он писал главным образом портреты в постимпрессионистской манере. С середины 20-х годов художник вырабатывает свой собственный стиль, в котором легко просматриваются черты индийского народного декора — тивно-прикладного искусства. В этот период созданы его полотна «Мать и дитя», «Девушка-санталка», «Сестры» и др. Появившиеся в следующее двадцатилетие картины «Пастушки», «Подношение» и представленная в собрании Эрмитажа «Туалет» свидетельствуют О СО — А. Халдар. Школа новой живописи вершенствовании стиля художника. Его работам свойственны оригинальность композиции, выразительность обычно черного контура, оставляющего впечатление объемности при плоскостном характере живописи в целом, богатое цветовое решение. Несмотря на значительную стилизацию, Дж. Рой никогда не порывает связи с народным творчеством. Присущие художнику лаконизм, полнота красочного звучания,.чувство ритма и необычайная музыкальность делают его искусство ярким и праздничным. Из художников старшего поколения следует назвать также Асит Кумара Халдара. Творческий облик его начал складываться под воздействием мастеров «Бенгальского возрождения» . Уже ранние работы Халдара отмечены печатью гражданственности, как и работы всех тех, кто начинал свой творческий путь в эпоху всеобщего подъема общественно-политической жизни и роста антибританских настроений.