Проблема влияния философской мысли Запада
Проблема влияния философской мысли Запада, особенно применительно к современным философским течениям, служит объектом серьезных разногласий среди индийских философов. В колониальный период доминирующим было враждебное или па меньшей мере сдержанное отношение индийских философов к вопросу заимствования или усвоения положений западной буржуазной философии, поскольку это связывалось с идеологической экспансией и духовным гнетом со стороны империалистических сил. Были, разумеется, отдельные философы, которые пренебрежительно относились к отечественной философии и превозносили достижения философской мысли Запада. Но такие взгляды встречали решительное осуждение со стороны передовой, прогрессивной интеллигенции.
Этим двум крайним тенденциям противостоит направление, представители которого признают достоинства и отечественной и западной философии и отстаивают необходимость их сближения и «синтеза». Возглавляет его Сарвепалли Радхакришнан, активный пропагандист идеи создания единой, мировой, универсальной философии. Отдельные деятели культуры считают такой синтез основой взаимопонимания между Востоком и Западом во всех областях духовной жизни.
Однако и это направление встречает оппозицию не только сторонников крайних тенденций, но и тех, кто отвергает возможность «синтеза» и отстаивает идею необходимости «равноправного» и «свободного» развития любых философских систем как на Западе, так и на Востоке. К числу последних относится главный редактор журнала «Филосо — фикал куотерли» Г. Р. Малкани, по мнению которого идеал всемирной философии не просто невероятен, а даже нежелателен, ибо он не будет соответствовать желаниям, способностям и образу жизни бесчисленного множества индивидуумов. «Каждый философ,— провозглашает он,— должен следовать своим путем». Острая идейная борьба вокруг проблемы влияния западной философской мысли обусловлена тем, что все попытки сторонников «синтеза» создать универсальные философские системы на базе слияния идей Запада и религиозно-идеалистических представлений Востока не принесли сколько-нибудь ощутимых результатов. В то же время философские учения, возникающие по принципу «каждый философ должен следовать своим путем», также не могут удовлетворить потребности в подлинно научном мировоззрении.