Гостиница Ауробиндо Ашрама в Пондишери
Гостиница «Ауробиндо Ашрама» в Пондишери, построенная в 50-х годах на берегу Бенгальского залива,— образец другого архитектурного направления — строгого функционализма. Про это здание можно сказать, что и здесь высокая степень профессионального совершенства достигнута весьма скромными средствами. Автор проекта Антони Раймонд избрал наиболее целесообразный и экономичный вариант, создав в то же самое время необычный художественный образ.
По внешнему виду дома трудно угадать его назначение. Десятиэтажное здание в виде параллелепипеда с несколько возвышающейся центральной частью затянуто по всему южному фасаду блестящей тогой металлических жалюзи, заменивших в оконных проемах стекло. Они не пропускают прямых солнечных лучей и хорошо защищают oi дождя. Это придает зданию производственный, а не жилой характер. Нейтральная поверхность фасадных плоскостей соткана из геометрической сетки тонкого переплета, вертикальных стоек и горизонтальных тяг железобетонного каркаса. В полуподвальном помещении, более прохладном, чем остальные, размещена столовая, административные и другие служебные комнаты. Над первым этажом несколько нависают остальные девять этажей. В стенах вместо обычных оконных проемов частая сетка мелких круглых отверстий. Хорошо продумана защита последнего этажа от солнечного перегрева. Верхнее перекрытие двойное: над потолочным нависает волнообразная поверхность, составленная из сборных бетонных сводиков, опирающихся на низкие столбики, не мешающие циркуляции воздуха. Волнообразная линия крыши хорошо согласуется с ритмом вертикальных стоек. Облик здания — изысканно простой и цельный, поразительно контрастирует с окружающими его хаотически разбросанными малоэтажными пестрыми домами, большинство которых имеет двускатную черепичную или соломенную крышу. Еще одним образцом функционализма в современной индийской архитектуре общественных зданий является клуб Ассоциации текстильных магнатов, воздвигнутый по проекту Ле Корбюзье в 1954 г. в Ахма — дабаде. Создавая это произведение, зодчий опирался на разработанные им архитектурные принципы 11 и бесспорно достиг успеха.