Абстракционизм в Индии
В Индии абстракционизм воспринимается как явление в высшей степени космополитическое. Здесь у него нет будущего». Правильность сказанного подтверждается хотя бы тем, что выставочные залы, где экспонируются абстракционисты, бывают неизменно пусты, только в первый день их посещает горстка поклонников и адептов современной беспредметной живописи. Внимание привлекают лишь те работы, которые затрагивают какие-то важные, связанные с жизнью проблемы.
Именно потому, что чисто формалистические искания интересны очень узкому кругу лиц и не находят признания широкого зрителя, беспредметное искусство постепенно теряет позиции в Индии. Многие мастера, пробовавшие в нем свои силы, избирают в качестве художественного метода реализм или метод, приближающийся к нему. Об этом свидетельствуют ежегодные выставки, позволяющие ознакомиться с произведениями всех направлений и сопоставить их с работами, экспонировавшимися ранее. Так, 1964 год по сравнению с предыдущим принес значительно меньше занумерованных композиций и больше картин сюжетных, реалистических, написанных в традиционном условно-декоративной манере, даже натуралистических. Характерно, что большинство премий было присуждено художникам — сторонникам предметного искусства, в чьем творчестве в той или иной степени нашла отражение социальная тема. В подобном решении ясно прозвучал голос индийской общественности, отдавшей предпочтение им перед теми художниками, для которых главное — только формальная сторона. Любопытно и то, что Бирен Де, мастер, известный своими абстрактными полотнами, выставил картину «Умирающее чудовище», отмеченную в числе лучших. Несколько эксцентричная по форме она разрабатывала вечную тему — торжество сил света над силами зла, причем зло здесь выступало в конкретно-историческом обличье. Передний план картины занимает темное бесформенное с рваными краями пятно. Вытянутое по горизонтали, оно создает впечатление какой-то полулежащей фигуры. В бесформенности этого пятна, в его неровном контуре, в вытянутости есть что-то бессильное. Два утонченных конца темного пятна образуют спутанную конфигурацию свастики. Ее очертания рисуются жестким силуэтом на фоне солнечного, раскаленного, как угли, диска, образующего задиий план картины, ее фон.