Философия и мораль в Индии
Поскольку академическая философия опирается на религиозноидеалистические представления, постольку в ряде ее систем предпринимаются попытки концептуально выразить сущность религиозно-этических традиций как факторов духовной и социальной жизни индийского народа и даже всего человечества. Эти попытки проявляются в стремлении представить традиционные религиозно-нравственные положения в качестве «вечных и общечеловеческих» ценностей.
Почти все индийские философы говорят о духовных, религиозных,, нравственных ценностях, включая в эти понятия категории известных религиозно-философских учений страны. Конкретный выбор определяется симпатиями автора к той или иной древней философской системе или к учениям нового и даже новейшего времени. Если одни в ранг всеобщих ценностей возводят, например, принципы системы йоги, то другие считают таковыми идеи упанишад, принципы буддизма, иногда идеи Рамакришны или Вивекананды. Все же наиболее общими и безусловными ценностями признаются принципы веданты. Именно они, по мнению большинства мыслителей, составляют коренную основу индийской культуры и так называемого индийского духа, они указывают путь к нравственному совершенству человека и, следовательно, важны для всего человечества. Поэтому к системе веданты нередко сводят все существо отечественной философии. Наиболее отчетливо такой подход ‘выражен в философии ценностей Т. М. П. Махадевана. Разрабатывая свою концепцию, философ ополчается против тех западных ученых, которые стараются рассматривать индийскую философскую мысль как мировоззрение, делающее упор якобы только на онтологию и игнорирующее нравственные проблемы. Он стремится доказать, что этика составляет важнейшую и неотъемлемую часть индийской философии, что, согласно принципам последней, постижение реальности находится в органической связи с процессом нравственного совершенствования. Значит, этика не просто составная часть философии, она играет руководящую роль в мировоззрении, и уже в этом проявляет себя как ценность.