Сценический реализм
Сценический реализм утвердился раньше всего в театрах Калькутты, а его поборниками стали бенгальские артисты Шамбу Миттро и Трипати Миттро. И это не случайно. Именно здесь в конце XVIII в. русским ученым, актером и музыкантом Герасимом Лебедевым был основан первый индийский театр европейского типа, именно здесь родился профессиональный бенгальский театр. Именно в Калькутте сейчас сосредоточено наибольшее число профессиональных трупп, и жа заслуженно считается самым театральным городом страны. Возглавляемый Шамбу Миттро театр «Вишварупа» — один из лучших в Индии. В его репертуаре пьесы западных и индийских драматургов. Высокий уровень актерского мастерства — отличительная особенность этого интересного творческого коллектива. Советский артист Борис Бабочкин, присутствовавший на его спектакле, писал: «Занавес открылся, мы увидели примитивную декорацию, примитивное освещение. Первые реплики актеров, появившихся без гримов, понравились — показались очень естественными. Мы стали присматриваться к происходящему на сцене и все с большим интересом прислушиваться к переводу пьесы… через четверть часа мы уже были в плену замечательной пьесы и изумительно талантливой игры бенгальских артистов. Началось то чудо, которое и есть настоящий театр, настоящее большое искусство… Посмотрев спектакль, я понял, почему индийские актеры так живо интересуются системой Станиславского. Их стихия — реализм, жизненная правда, и в этом смысле игра актеров театра «Вишварупа» безукоризненна, ей можем позавидовать даже мы, признанные поборники реализма и правды» . В 1966 г. автору этих строк удалось помотреть в том же театре пьесу Докинишера Саркара «Хаши» . Не лишенная недостатков, грешащая сентиментальностью, пьеса превратилась во взволнованный рассказ о неодолимой любви, о праве быть свободным в своем выборе. Чувство правды не изменяет актерам даже в рискованных мелодраматических ситуациях. Сила их убежденности, естественность, простота сценического поведения придают несовершенному произведению подлинную значительность. В первую очередь это относится к исполнительнице главной роли Трипати Миттро. Актриса редкого трагедийного таланта, она захватывает зрительный зал с первой минуты своего появления па сцене. Спектакль убедительно доказывает, что труппа «Винта — рупа» — коллектив единомышленников, великолепных актеров реалистического толка.