Стремление литературы показать судьбу единичного человека в обществе
Стремление литературы показать судьбу единичного человека в обществе, конфликт между ними, трагедию душевного разлада самой личности, открыть миру «удивительное в повседневности» потребовало новых средств выражения. В обычной земной жизни люди редко общаются друг с другом посредством выспренных речей, длинных монологов, нравоучительных сентенций, они больше думают, нежели произносят. Отсюда и возникает в современной драматургии «диалог душ», «подводное течение», скрытый внутренний, напряженный драматизм, который приобретает большее значение, чем последовательная цепь внешних событий. Появляется так называемый двуслойный диалог, настроение, интонация становятся более важными, чем прямой смысл сказанного. Многие пьесы современников очень бедны внешними фактами, но огромны по силе эмоционального воздействия именно благодаря второму внутреннему плану. Такова, например, пьеса Ашка «Добро пожаловать, Лакшми!» Фабула ее весьма несложна. В небогатой семье умирает ребенок. Его отец, за год до того потерявший любимую жену, неутешен. Родителям героя на руку смерть внука, ибо он мешает им устроить новую свадьбу сына,— единственное, что их волнует. За нехитрой и, быть может, даже банальной ситуацией скрыты настоящая трагедия, глубокий конфликт между жизныо и смертью, алчностью и гуманностью, мертвой традицией и надеждой на подлинное счастье. Не хватило бы десятка страниц, чтобы передать большое содержание этой одноактной пьесы, выраженное в скупых диалогах. Напряженность создается исключительно вторым внутренним планом. Данный прием, прочно утвердившийся в индийской пьесе, несомненно пришел от таких замечательных мастеров, как Чехов, Метерлинк, О’Нейл и др.
Ретроспективный взгляд на прошедшие события, необходимые автору для объяснения действий героя или иллюстрирующие поток его сознания, интеллектуальные, иногда весьма пространные вступления к пьесам, экспозиция характеров, психологическая мотивировка поступков персонажей — вот далеко не исчерпывающий перечень приемов, вошедших в национальный фонд драматургии.