Философия науки
«Философию науки» как особое направление выделяет в своем обзоре современной общественной мысли Индии Ч. Т. К. Чари уже в конце 50-х годов. Правда, по его мнению, это направление представлено всего двумя лицами — им самим и П. Дж. Чаудхури. Последний задался целью разработать общую «методологию науки», учитывая современный научный прогресс, но в то же время основываясь на национальных духовных традициях. Он прежде всего отмечает, что индийские философы располагают крайне ограниченными знаниями з области современного естествознания, критикует их за то, что они преимущественно «занимаются псевдонаучной и псевдопроповедниче — ской деятельностью и считают, что если наука не в состоянии подтвердить их опирающихся на интуицию принципов, то такая наука менее зрелая, чем эти принципы». Однако в своих собственных изысканиях Чаудхури стоит на тех же идеалистических позициях и, создавая свою «методологию науки», исходит из положения о «совместимости» религии и науки, причем категорически возражает против опровержения религиозных догм с ее помощью. Он говорит: «Критика религии… со стороны науки совершенно недопустима и неуместна… У нас нет оснований, чтобы использовать последнюю для дискредитации религии как ложного предрассудка». Напротив, наука должна «содействовать» религии, котораь «несомненно высший элемент нашей культуры». Такой подход предопределил идеалистическое решение Чаудхури всех других проблем методологии. Он отвергает объективный характер законов природы, отрицает причинность и необходимость в качестве закономерностей развития мира и, конечно, не признает объективной реальности самого мира. «Легкомысленно думать,— пишет он,— чтс объекты существуют вне нас и что наука объясняет их правильно».