Понятие легкая музыка
Само понятие «легкая музыка» как бы подчеркивает особенности жанра — несложное содержание, доходчивую мелодию, простоту формы. Доступность, веселый, жизнерадостный характер способствуют ее популярности у слушателей. Как показывает история этого жанра, во многих странах наряду с художественно ценными образцами возникают и низкосортные произведения. Индия в данном случае— не исключение из общего правила, но отсюда не следует делать вывод о необходимости зачеркнуть все достижения индийской легкой музыки. Рождение нового жанра — явление прогрессивное, имеющее все основания для дальнейшего развития. «За последние двадцати лет легкая музыка прошла долгий и сложный путь развития,— отмечает композитор Раджендра Шанкар,— она выполняет великую и почетную миссию — доставляет радость огромному большинству мужчин, женщин и детей, населяющих различные районы Индии». Творческий эксперимент, настойчивый и упорный поиск решит в будущем судьбу спора. Впрочем, уже в настоящее время ясно, что музыка Индии будет развиваться во многих направлениях, не взаимоисключающих, а, как нам думается, взаимно обогащающих друг друга.
Помимо кинематографа, значительную группу деятелей музыкального искусства объединяет вокруг себя Всеиндийское радио. Эфир и экран открыли перед музыкантами уникальные возможности общения со слушателями, приобщили к национальной культуре многомиллионную аудиторию.
Всеиндийское радио пропагандирует разную музыку — классическую, народную и легкую. Этим его деятельность, однако, не ограничивается. В 1952 г. при нем был организован Национальный оркестр, гастролирующий в крупных городах страны. Уже в первые три-четыре года после этого индийские композиторы создали специально для него свыше ста произведений, в том числе крупные тематические композиции. Имеются в радиоцентрах и хоровые коллективы, и свои печатные органы. Важным событием в музыкальной жизни страны стали конференции песни, которые с 1954 г. ежегодно созываются Всеиндийским радио. Заседания включают серию открытых концертов с участием выдающихся исполнителей, а также проведение дискуссий и симпозиумов по различным проблемам музыкального творчества. Широкому обсуждению подвергаются здесь вопросы симфонизма, гармонизации национальной музыки, реформы музыкального образования, нотации.