Изобразительное искусство независимой Индии
Изобразительное искусство независимой Индии крайне неоднородно: одновременно сосуществуют течения, диаметрально противоположные по идейно-эстетическим принципам, художественным методам, стилям, но в нем можно выделить два основных направления. Первое продолжает линию искусства, сложившегося на базе национальной школы, и обладает уже известными традициями. Художники, принадлежащие к нему, творчески переосмысливают культурное наследие, стремятся переработать старые сюжеты на новом материале и делают многое для развития и обогащения традиционной художественной формы. Второе следует моде буржуазного нигилистического искусства Запада. Можно с уверенностью сказать, что оно, хотя и представлено довольно значительной группой художников, особенно молодых, не является безраздельно господствующим. Приветствуя творческие искания молодых, их желание по-своему выразить себя, мастера-реалисты, умудренные жизненным опытом, тем не менее решительно выступают против усилившихся в последние годы чуждых влияний, в частности против увлечения абстракционизмом, и указывают поклонникам этого стиля на ошибочность их позиций. Бесплодность попыток сторонников формалистических течений создать произведения на местные темы без учета национальной специфики очевидна. Неудачи ряда художников — А. Падамси, К. Сена и прежде всего одного из наиболее известных «прогрессивистов» М. Хусейна—лишнее тому доказательство. Формалистическое искусство не имело в Индии широкого спроса и вряд ли будет иметь его в будущем. Можно в этой связи сослаться на индийского искусствоведа, мнение которого приводит журнал «Линк»: «Вся беда наших доморощенных кубистов, экспрессионистов, сюрреалистов заключается не только в том, что они не могут, да, видимо, и не хотят понять традиционную психологию индийца, который в практической жизни является глубоким реалистом,— дело еще в том, что их искусство не имеет основы в индийском образе мышления. Оно принесено с Запада и механически пересажено на нашу почву. По сути дела абстракционисты повторяют зады западного искусства, и если нефигуративные картины, как бы порочны сами по себе они не были, еще могут найти какой-то спрос у европейского обывателя, то индийского зрителя они оставляют глубоко равнодушным.