Крушение колониального режима
Крушение колониального режима, первые шаги по переустройству экономической и общественной жизни, выход республики на международную арену в качестве миролюбивого независимого государства открывали перед деятелями культуры большие перспективы. Однако достижение независимости не решило да и не могло решить всех важнейших проблем. Освобождение страны не принесло избавления от безработицы и нищеты, не уничтожило социальное неравенство и феодальные пережитки. Более того, в связи с ускоренным капиталистическим развитием в Индии заметно обострились классовые противоречия. Сложные процессы, происходящие в сфере социально-экономических отношений, не могли не коснуться литературной жизни, не повлиять на ее организационные формы, на тематику художественных произведений. До 1947 г. индийские писатели, принадлежавшие к различным литературным направлениям и школам, с разных позиций решавшие вопрос взаимосвязи человека и общества, группировались вокруг Ассоциации прогрессивных писателей Индии, созданной в 1936 г. Их роднило между собой сознание объективной необходимости бороться за освобождение родины от колониального гнета. В годы второй мировой войны их объединяла антифашистская борьба. Ко времени раздела Индии эти проблемы оказались в принципе решенными, и конец 40-х годов был отмечен определенным размежеванием писательских сил, на первый план выступили классовые интересы и симпатии художников слова.
Националистически настроенные писатели видели теперь свою главную задачу в прославлении независимого государства. Писатели же, обладающие более острым социальным, зрением, по-иному представляли себе цель литературного творчества. Бедственное положение трудового народа породило у них тревогу, недовольство, порой перераставшее в протест против общественной несправедливости. Они резко осуждали пороки буржуазного общества, выступали против варварских средневековых обычаев, утверждали демократические идеалы. В то же время у некоторых мастеров пера неудовлетворенность окружающей действительностью вызвала повышенное внимание к идеям религиозно — .мистического характера, отчаяние, настроение трагической безысходности и безнадежности. Эти настроения усугубились в результате кровавых событий 1947 г. — индусско-мусульманской резни, которой сопровождался раздел Индии.