Проблемы бытия и познания
Враждебность к материализму и неприязнь к субъективном} идеализму, преимущественное влияние религиозно-философских традиций и чрезмерное увлечение мистицизмом и интуитивизмом — вес это обусловило решение академическими системами основного вопрос; философии с позиций объективного идеализма. Под бытием понимается не окружающая действительность, существующая вне и независимо от человека и отражаемая его сознанием, а в соответствии с принципами веданты и других учений божественный дух или даже непосредственно Брахман. В системе «вечной религии» С. Радхакришнана бытие наделяется божественным характером: «Если что-то существует,— заявляет
Он,— значит есть Бытие. Если этот мир существует, значит есть Бытие… Может быть лишь одно такое Бытие и оно — Божественный Дух». По отношению к нему объективная действительность выступает как нечто вторичное, производное. Этот дух нередко именуется абсолютом и отождествляется с богом.
Реальность мира, по представлению Радхакришнана, проявляется не в его объективном существовании, предполагающем независимость от чьей бы то ни было воли и сознания, а именно в факте создания его богом, который и есть единственная реальность. «Его реальность,— пишет он,— радикально отлична от бытия Абсолюта-бога. Только Абсолют имеет несозданную божественную реальность; все остальное — зависимая, созданная реальность… Реальность мира отражена не в нем самом, а в мысли и бытии Творца. Это то, что Бог мыслил и желал до того, как оно было».
Далее Радхакришнан объясняет, что мир — лишь выражение Абсолюта, но не сам Абсолют или его модификация. Поэтому последний нередко характеризуется им в качестве Первичной, или Духовной, реальности, мир же выступает в качестве вторичной, производной реальности.