Метаморфоза европоцентризма
Такая метаморфоза «европоцентризма» не случайна, ведь передовые философские течения в странах Востока в новое и новейшее время непосредственно связаны с борьбой народов за национальное и социальное освобождение, выражают их помыслы и надежды и характеризуются антиимпериалистической, антиколониалистской направленностью. Известно, какое существенное место занимала философия в теоретическом обосновании путей и методов национально-освободительной борьбы индийского народа. Воззрения таких выдающихся мыслителей, как Рамакришна и Свами Вивекананда, Рабиндранат Тагор и Ауробиндо Гхош, оказывали серьезное влияние на сознание широких масс, вселяя решимость покончить с ненавистным колониальным режимом. На заключительном этапе освободительного движения господствующей идеологией выступил гандизм. Идеи Мохандаса Карам — чанда Ганди нашли отражение в творчестве многих деятелей литературы и искусства, во взглядах общественных и политических деятелей, в мировоззрении индийских мыслителей. Обретение суверенитета знаменовало новый этап в политическом, экономическом и культурном развитии страны. «После завоевания политической независимости,— отмечал философ Ч. Т. К. Чари,— Индия переживает возрождение. Происходящие в ней изменения коснулись всех сфер ее жизни. Философия тоже не осталась в стороне от национального Sturm und Drang». Ведущие деятели национальной буржуазии прямо или косвенно указывают на необходимость пересмотреть идеологический арсенал и создать некую новую «философию жизни», призванную заменить старые философские системы и служить действенным средством при решении проблем, выдвинутых строительством независимого государства. Так, один из видных деятелей правящей партии Индийский национальный конгресс, Сампурнананд, признает, что в современной Индии существует «идеологический вакуум», который особенно остро отражается на сознании молодежи. Упрекая Конгресс в том, что он не принимает должных мер для заполнения этого вакуума, Сампурнананд предлагает, «чтобы некоторые члены руководства собрались и придумали философское обоснование индивидуальным и общим усилиям».