Известный писатель хинди Илачандра Джоши
Известный писатель хинди Илачандра Джоши тоже находит своих героев среди «отверженных» — безработных, опустившихся интеллигентов. Его роман «Скиталец» от начала до конца пронизан мыслью о необходимости радикальных преобразований в стране. Автор едко высмеивает попытки некоторых буржуазных деятелей создать теорию социальной революции посредством синтеза древнеиндийских философских концепций и научного материалистического мировоззрения. В уста своего героя — ученого и бродяги, весельчака-балагура он вкладывает следующие слова: «Возрождение миллионов угнетенных, униженных, порабощенных, увязших ныне в адском болоте жизни, невозможно, пока в экономической системе общества не произойдут коренные изменения… Только социальная революция способна устранить социальное зло».
В «Скитальце» Илачандра Джоши ставит важную для современной Индии проблему—проблему интеллигенции. Над судьбами последней задумываются и такие писатели, как Гопал Халдар, ЯшпаЛ. Кришан Чандар, Упендранатх Ашк, Амритлал Нагар и др. В романе Ашка «Падающие стены», который писатель начал еще в 1939 г., а закончил в 50-е годы, выведен юноша-интеллигент Четан, выходец из мелкобуржуазной среды. Он рано сталкивается с несправедливостью и обманом, видит, как на каждом шагу унижают человека, и безраздельно отдает свои симпатии угнетенным. Еще более решительно поступает герой произведений Г. Халдара «Новый Ганг» и «Время прилива», охватывающих жизнь бенгальской интеллигенции с 1857 по 1930 г.,— он становится революционером. Журналиста Мадхусудона из романа «Темные закрытые комнаты» , написанного молодым прозаиком хинди Моханом Раке — шом, знакомство с жизнью делийских трущоб заставляет прозреть, он порывает с лживым миром власть имущих и уходит к обездоленным. Такова же судьба художника Саджана, героя уже называвшегося произведения «Капля и океан». Стремясь быть ближе к народу и служить ему своим творчеством, он поселяется в квартале бедноты. О творческой интеллигенции и ее общественном прозрении рассказывает Кришан Чандар. В его повести «Небо ясное» писатель Исхак, страдающий от одиночества и бесцельности существования, встречается с антифашисткой Эльзой, которая на многое открывает глаза, помогает ему возродиться духовно. «Я буду жить, я должен жить… — говорит он.— И не только для того, чтобы спасти пятитысячелетнюю культуру моей страны, но чтобы избавить ее от десятитысячелетнего варварства».