Общие черты современной индийской философии
Общие черты современной индийской философии находят свое конкретное воплощение и выражение в ее важнейших системах и уче ниях. В свою очередь эти системы и учения при всей общности их методологических основ и идейной направленности имеют свои отличительные черты и особенности, позволяющие определить главные философские течения сегодняшней Индии. Ими являются академическая философия, представленная системами профессиональных философов, и религиозно-философские учения религиозно-общественных деятелей типа садху, сйами, санньяси и т. п.
Наиболее характерная особенность академической философии состоит в том, что во всех ее системах господствующее положение занимает идеализм. Это обусловлено не только ее социальной природой, но и той ролью, какую играет в процессе ее формирования и в общественной жизни Индии религия.
На протяжении многих десятилетий религия использовалась в качестве одного из средств сплочения сил освободительного движения, выступая своеобразной формой националистической реакции на колониальное порабощение. В религиозной морали патриоты черпали идеи, пробуждавшие национальное самосознание масс и способствовавшие вовлечению их в активные действия против колониального гнета. Апелляция индийских демократов к религии способствовала популяризацип освободительных идей и придавала самой борьбе за независимость ха рактер священного религиозно-нравственного долга. Влияние религии, естественно, распространялось и на философию. Оно усугублялось еще и консервативным характером религиозно-философских традиций, определяя тесное и непосредственное переплетение религиозных представлений и философских идей. «Следует помнить,— писал Джавахарлал Неру,— что в Индии философия не была исключительным достоянием узкого круга философов или ученых мужей. Философия являлась важным элементом религии масс. Она проникала к ним в упрощенной форме и создавала философское миросозерцание, ставшее в Индии
Почти столь же общим, как и в Китае».