Народные представления современной Индии
Многие народные представления современной Индии зародились в глубокой древности, однако дошли до нас, по-видимому, в малоизменеяном виде. Причины этого лежат прежде всего в социальных явлениях: многоукладность хозяйства, наличие сильных пережитков в быту и общественном сознании, естественно, способствуют сохранению соответствующей художественной практики.
Огромная приверженность традиции, присущая здесь искусству, придала этот художественной деятельности большую устойчивость. Разумеется, не все представления народного индийского театра идут из далекого прошлого и не все сохранились в первозданном состоянии. Родник народного творчества не иссякал никогда, у индийцев существуют театральные формы, рожденные и в средневековье и в наше время, но прародитель у них общий — в основе лежат драматические элементы различных народных игр, религиозных и бытовых обрядов древних жителей Индии. Чем старше представление, тем больше на нем наслоений времени, чем оно моложе, тем явственнее дыхание современности. Итак, народный театр Индии вбирает в себя разные по времени своего происхождения формы. Однако не только этим отличается одно представление от другого. Они не схожи также и по характеру, манере актерского исполнения, содержанию. Мистериальные драмы Уттар Прадеша — рамлила и кришналила, которые продолжаются иногда целый месяц,— не похожи на короткие, сатирические сценки-джаши, разыгрываемые бродячими актерами Кашмира, а музыкально-танцевальная пантомима Малабара — катхакали мало напоминает театрализованные баллады бурракатха, бытующие в Андхре. Тем не меее и в затерявшейся в горах маленькой деревушке, где в праздник крестьяне надевают на себя маски и изображают танцующих павлинов и грозную богиню Кали, и в Нью-Дели, где красочная процессия театральных персонажей торжественно шествует по улицам столицы, словно из тьмы тысячелетий воскресает древняя Индия Все действующие лица — герои сказаний, легенд, сказок, басен и прежде всего эпических поэм — «Рамаяны» и «Махабхараты». Это не случайно: индийская мифология была той почвой, которая вскормила театральное искусство страны.