Истинно новаторская прогрессивная поэзия Индии
Истинно новаторская прогрессивная поэзия Индии опирается на передовые народно-демократические тенденции; она движется вперед, преодолевая сопротивление и обветшалых традиционалистских идей и понятий и ультрасовременных антигуманистических течений. Причем представители ее весьма бережно относятся к лучшим достижениям классического наследия. Характерной особенностью их творчества является широкое использование традиционных форм и всей сложной системы привычных художественных средств для выражения нового содержания. Иное звучание получают поэтические образы древнеиндийской мифологии и эпоса, по-иному интерпретируются темы и сюжеты «Рамаяны» и «Махабхараты», многочисленные легенды о деяниях богов и героев. В стихах Шри Шри, например, «огненный глаз Шивы — разрушителя» и «язык Кали — богини смерти» уничтожают зло на земле; в стихотворении Али Сардара Джафри «Азия пробуждается» оживают богатыри Рустам и Арджуна, от радости танцует Шакунтала, прорубает новые дороги в скалах Фархад. Разрушительный танец Шивы — тандав не просто губит все вокруг, он и животворен: «в тандаве революции идет созидание нового мира» . Если прежде река Ганга в поэзии была символом небесной чистоты, святости, «светлой лестницей в небеса» , то у современных поэтов «Ганга несет с собой думы народные, оплодотворяя и орошая берега для урожая новой жизни» . И традиционная роза в ряде произведений не отождествляется более с красотой, молодостью, любовью и весной, она ассоциируется с протестом против социальной несправедливости: «Я видел глаза розы, красные от негодования… потому что в мире царствуют зло и насилие» . Наряду с этим арсенал изобразительных средств обогащается, в поэзию вводятся свежие образы, появляются полные экспрессии метафоры — «человек пропитан потом, кровью и слезами» , «нищие утоляют жажду своими слезами» , «Свободными стать желают трудовые руки плугов» .