Образование в Индии
Одна из сложнейших проблем современной Индии — преодоление отсталости страны, уничтожение религиозных и кастовых предрассудков, массовой неграмотности населения. Накануне достижения независимости только около 30% детей в возрасте от 6 до 11 лет посещало школу. После 1947 г. началась работа по переустройству системы народного просвещения. Правительство молодого государства заявило о своем стремлении распространить образование «вглубь и вширь» и ликвидировать неграмотность. В § 45 Конституции, принятой в ноябре 1949 г., сказано: «Государство стремится обеспечить в течение десяти лет с момента введения в действие настоящей Конституции обязательное бесплатное обучение для всех детей до четырнадцати лет» К И дальше: «Ни одному гражданину не может быть отказано в приеме в какое-либо учебное заведение, содержащееся на средства Государства или получающее помощь за счет государственных средств, только по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности и языка или любого из этих мотивов». Следовательно, многолетняя борьба передовой части индийской интеллигенции за всеобщее обязательное начальное обучение завершилась законодательным его оформлением. Однако, чтобы практически претворить этот закон в жизнь, предстояло сделать еще очень и очень немало — ликвидировать нищету, построить школы, подготовить учительские кадры. В начале 1955 г. в Патне состоялась Всеиндийская конференция работников просвещения. В резолюции, которая была принята, отмечалось, что центральное правительство должно взять на себя ответственность за развитие образования в стране; ассигновать на его нужды 25% бюджета штатов и 15% федерального бюджета, причем около половины средств — на начальное образование; ввести школьный налог с доходов, превышающих 1500 рупий в год, а также с иностранных фирм и индийских монополий. Статистические данные свидетельствуют о том, что эти предложения не были учтены. По существу значительного прогресса в той или иной области просвещения не произошло, хотя определенный рост учебных заведений отмечается. В 1948 г., например, число начальных школ в главных провинциях составляло 140 121, число учащихся в них— 11 000 964, в 1953 г. эти цифры соответственно поднялись до 177 285 и 15 665 056, в 1960/61 г. до 342 тыс. и 34 340 тыс..