Развитие индийской поэзии
Неиссякаемым родником обогащения и развития индийской поэзии служит ее классическое наследие. Естественно, что вопрос об отношении к нему играет первостепенную роль при определении характера и идейно-эстетической направленности различных поэтических течений и творчества любого поэта. Так называемые традиционалисты, например, исходят из того, что в национальной поэзии существует некая извечная красота и истина. Они выступают против всякого новаторства, ратуют за неизменность привычных сюжетов и форм и стремятся в нынешних условиях возродить категорию и критерии древнеиндийской эстетики, оценивать современную поэзию на пробном камне Раса, Дхвани, аланкара и т. п. Подобные эстетические воззрения покоятся на положении о том, что литература и искусство должны устремлять человека к освященным шастрами высоким идеалам, которые ярче и полнее всего раскрываются в древнеиндийском эпосе. «Рамаяна», «Махабхарата» и пураны, наполненные духом героизма, самопожертвования, благородства, являются, по их мнению, единственным источником сюжетов, тем и образов художественного творчества. Призывы сохранить в «первозданной чистоте» культурные традиции, отождествляемые с религиозной идеологией, рассматривать жизнь индийского общества сквозь призму нравственных принципов индуизма обусловлены стремлением консервативно настроенных националистических элементов изолировать страну ог влияний внешнего мира. Согласно их точке зрения, литература не может успешно развиваться, если она не основывается на карме, якобы являющейся важнейшим фактором, который определяет поступки и всю жизнь индивидуума.