Музыка в Индии
Музыка на первый взгляд представляется не такой податливой к нововведениям, к быстрому, непосредственному отражению событии, как другие виды искусства. Казалось бы, что могло измениться за последние девятнадцать лет независимого существования страны в искусстве индийских музыкантов, которые в течение тысячелетий формировали свою музыкально-теоретическую систему и национальные жанры. Однако за эти годы в музыкальной жизни страны произошли значительные перемены. Главные из них определяются появлением новых идей, нового содержания, в свою очередь требующих обновления музыкального языка, насыщения его «интонациями современности». У индийских музыкантов много проблем. В их среде ведутся горячие, творческие споры о судьбах национального искусства. Кое у кого наблюдается стремление «уберечь» индийскую музыку от «вредоносных новшеств», сохранить ее в былой неприкосновенности и чистоте. Сторонники этой теории часто понимают национальную специфику как нечто извечное и совершенное, а не живое и изменяющееся. Другие, пренебрегая богатейшим наследием, создают и пропагандируют чуждые национальным традициям «ультрасовременные» произведения, и, наконец, третьи призывают к органическому слиянию народной и классической индийской музыки, а также лучших образцов западного музыкального творчества. Музыкальные деятели в зависимости от принадлежности к тому или иному направлению по-разному оценивают состояние современной индийской музыки. По мнению некоторых, она переживает кризис, некоторые же усматривают в новых тенденциях прогрессивное начало, залог расцвета национальной культуры К Все эти вопросы требуют внимательного изучения специфических черт музыкальной культуры Индии, понимания тех художественных задач, которые стоят перед ней сегодня.