Изобразительное искусство независимой Индии
Изобразительное искусство независимой Индии — есть результат развития ее культуры в новое и новейшее время. Она в свою очередь неразрывно связана с культурой предшествующих эпох. Здесь и сегодня эта связь намного крепче и органичнее, чем где бы то ни было: традиционность, одна из самых характерных черт индийской жизни, определяет специфику культуры индийского общества на всех этапах его истории. Необходимость сохранять верность традициям оправдывалась и отстаивалась в разное время по-разному. В новейший период приверженность им в искусстве давала и дает важную исходную позицию, помогающую правильному поиску формы и выявляющую новое содержание. В данном случае, несомненно, имеется в виду такой интерес к образцам прошлого, который способствует поступательному движению культуры. В процессе формирования современного изобразительного искусства его передовое направление вынуждено было преодолевать некоторые исконно индийские тенденции, ибо они, хотя и выступали в национальных одеждах, отражали консервативные идеи, так или иначе уводя от реальной действительности. В последние тридцать лет изобразительному искусству Индии пришлось противостоять и довольно сильному влиянию модернистских течений Запада. Их воздействие было разрушительным, поскольку при водило к тому, что с уничтожением национальной формы пропадало конкретное историческое содержание. В этой борьбе за утверждение прогрессивного индийского искусства традиционному началу всегда принадлежала выдающаяся роль. Каждое новое направление неизменно обращалось к древней и средневековой скульптуре, к знаменитым индийским фрескам раннего средневековья, к многочисленным школам позднесредневековой миниатюры. В то же время обращение к богатейшему арсеналу искусства прошлого никогда не было самоцелью, простым любованием стариной: художники стремились по-своему прочесть произведения, заключающие в себе глубину духовного развития человека, его безграничное стремление выразить окружающий мир в образах прекрасного, его гуманизм и веру в добро и справедливость. Это позволяло переосмыслить круг сюжетов и образов прошлого и дать им второе рождение, но уже в совершенно иную эпоху.