Ценность первых кинофильмов режиссеров-реалистов в Индии
Ценность первых кинофильмов режиссеров-реалистов определялась правдивым изображением новой Индии и нового человека, но в дальнейшем требования к произведениям, претендующим на подлинную художественность, возросли, на повестку дня встали вопросы формы, глубины проникновения в материал и обрисовки характеров. Значительные сдвиги, происходящие в индийском кино, связывают с именем бенгальца Сатьяджита Рая, творчество которого действительно ознаменовало качественный скачок в развитии реалистического — направления. «Я мечтаю показать на экране многогранную жизнь Родины»,— говорит С. Рай, и этому посвящены все его фильмы. Знаменитая трилогия «Патхер панчали» , «Апараджито» и «Апу сансар» рассказывает о становлении человеческой личности и ее взаимоотношениях с окружающей действительностью; картина «Маханагар» поднимает животрепещущую проблему положения женщины в современном индийском обществе ; та же тема раскрывается в «Деви» , повествующем о том, как суеверия и невежество губят жизнь молодой женщины; фильм «Абхиджан» демонстрирует нравственную чистоту и порядочность простого человека. Произведения С. Рая отлиуаются предельной правдивостью и оригинальным художественным решением. Стремление найти новые средства выразительности, боязнь привычных операторских приемов и штампов заставили режиссера для съемок своего первого фильма «Патхер панчали» пригласить простого фотографа, который никогда до того не держал ручку кинокамеры. Этим же принципом он руководствовался при подборе исполнителей. Успех превзошел все ожидания: фильм принес своему создателю мировую известность. Тонкий художник, прекрасно чувствующий природу кинематографа, Рай поэтически осмысливает жизнь, недаром его творческий стиль называют «лирическим», близким духу поэтики Довженко. Говоря словами критика, Сатьяджит Рай открывает мир простых людей «с таким очарованием, с такой горячей влюбленностью в человека, что это одновременно наполняет сердце красотой, благоговением и состраданием» .