Художественное направление Бенгальское возрождение
На рубеже XIX и XX столетий в Индии возникло художественное направление «Бенгальское возрождение», оказавшее заметное воздействие на все области культурной жизни страны и отразившее подъем национально-освободительной борьбы первого десятилетия века. Оно развивалось в трудных общественно-политических условиях, в борьбе с официальной системой художественного воспитания. Мастера «Возрождения» будто заново открыли индийской общественности ценность древнего и средневекового искусства как основы для дальнейшего движения. И хотя они разрабатывали преимущественно мифологическую тему и нередко подражали старой миниатюре, их дея тельность имела важные последствия. Обращение к стенописям Аджап — ты и классической скульптуре означало новый подход к вопросу о целях и задачах искусства.
Художники бенгальской школы развили старую индийскую технику живописи на бумаге акварелью и темперой, обогатив ее приемами европейских и дальневосточных, прежде всего китайской и японской, школ. Главная роль в создании нового течения принадлежала Обонин — дронатху Тагору, племяннику великого поэта. Его ученики и последователи— Нондолал Бошу, Аситкумар Халдар, К. Венкатаппа, Кш. Мазум — дар, С. Укил и др. — способствовали популяризации этого направления в стране. «Бенгальское возрождение» не было однородным течением: наряду с элементами символизма и романтизма, с отчетливо выраженной мифологической условностью в лучших картинах О. Тагора и ряда других мастеров нетрудно обнаружить черты реализма. Самые значительные произведения этих художников свидетельствовали не только о влиянии древнеиндийской и зарубежных школ живописи, но и о значении окружающей жизни. Они проникнуты подлинной поэтичностью, любовью к челбвеку и обладают большой эмоциональной силой. Некоторые мастера «Возрождения» пошли дальше своих учителей и сумели найти правильный путь к синтезу национальных традиций и реализма. Их работы посвящены жизни народа, воспевают труд крестьян и ремесленников, красоту родной природы. Во второй половине 20 — начале 30-х годов значительных успехов достигает возникшая параллельно с «Бенгальским возрождением» школа Бомбея. Первое время она развивалась под воздействием английского академизма. Очевидно, в связи с этим некоторые индийские искусствоведы дали реалистическому направлению название «академический реализм», хотя, на наш взгляд, его правильнее было бы определить как критический реализм.