События связанные с расчленением Индии
На события, связанные с расчленением Индии, сразу же откликнулись многие писатели. В литературе урду выступили Кришан Чан — дар, Таджвар Самри и X. А. Аббас. В своих рассказах они разоблачают политику английских колонизаторов, инспирировавших религиозно-общинные распри, и отстаивают дружбу индусов и мусульман. Мысль о необходимости приложить все усилия для ее восстановления высказывает репортер Нирмала, герой «Аджанты». В Бенгалии прогрессивный писатель Борен Бошу опубликовал гневный и страстный рассказ «Ответ», в котором призывал опомниться тех, кто растит в своей душе ничем не оправданное чувсто религиозной ненависти.
В литературе хинди одним из первых эту тему поднял писатель и публицист Амритрай. В рассказе «Дань земли» он прямо указывает на английских колонизаторов как на виновников индо-мусульманской резни. «Их нож разрезал не только землю, но и прошелся по живому телу сотен тысяч людей», — говорит писатель устами своего главного персонажа. Герои рассказа «Освобождение» Девендры Иссара — Лилаванти и ее муж — становятся жертвами раздела: он попадает в тюрьму, а она, не выдержав потрясения, умирает. По-настоящему оценить все гибельные последствия раздела страны, рассматривать события 1947 г. в широкой исторической перспективе писатели смогли лишь по прошествии какого-то времени. Дилогия Яшпала «Ложная правда» , пожалуй, наиболее показательна в этом отношении. Рассказывая о трагической судьбе своих земляков-пенджабцев, ставших первыми жертвами раздела, потерявших родных и близких, бросивших дома и имущество, автор воссоздает исторически верную картину. По широте охвата жизненного материала и глубине обобщений дилогию Яшпала, вероятно, можно сравнить с такими произведениями советской литературы, как «Тихий Дон» М. Шолохова или «Хождение по мукам» А. Толстого.