Развитие всех областей культуры и искусства
В независимой Индии сложились благоприятные условия для развития всех областей культуры и искусства. В 1954 г. в Дели была создана Академия изящных искусств, возглавлявшаяся в течение длительного времени Д. П. Р. Чоудхри. Академия объединяет творческих работников различных районов страны. Периодически в столице республики, в Бомбее, Калькутте и других крупных центрах, а также за границей устраиваются художественные выставки. В Советском Союзе работы индийских мастеров демонстрировались в 1953, 1955, 1956, 1963 гг.
В современном изобразительном искусстве страны существует множество течений и школ. Индийские критики выделяют среди них три главных направления: реализм, восточный, или национальный, стиль и модернизм. Эта классификация, разумеется, условна, ибо в основу ее положены формальные признаки, но она в общих чертах демонстрирует различия в творческом методе художников и пока ее придерживаются многие искусствоведы. Между полярными направлениями идет непрекращающаяся борьба. В последние годы она принимает порой весьма острые формы. Представители реалистического искусства, несмотря на трудности, отстаивают свои позиции. В противовес формалистическим работам художников, слепо подражающих очередной моде, мастера-реалисты стараются создавать правдивые произведения, показывающие жизнь народа, его древнюю культуру, природу родной страны. В своем стремлении воссоздать национальный колорит они не ограничиваются традиционной тематикой, а обращаются к окружающей действительности во всем ее многообразии, пытаясь отразить ее как можно глубже. Их особенностью является смелое использование техники и приемов европейской школы. Ведущее место среди художников старшего поколения принадлежит Девипрасаду Рою Чоудхри, мастеру могучего и разнообразного таланта, с успехом выступающему как скульптор, живописец и график. Он начал свою деятельность в конце 20-х годов. Его долгая жизнь отмечена напряженными творческими исканиями. Сперва последователь «Бенгальского возрождения», он стал потом крупным художником — реалистом. Уже на протяжении трех десятилетий он возглавляет мадрасскую художественную школу и уделяет много внимания воспитанию молодых мастеров.