Современная индийская живопись
В современной индийской живописи М. Сатвалекар — один из самых сильных колористов. Он создает интенсивные по цвету композиции, обладающие выразительной линией и пластичностью объемов. Такова картина «За очисткой гвоздики, о. Занзибар». Звучные локальные цвета — красный, оранжевый, лимонно-желтый контрастируют с бронзовым загаром человеческого тела. В одежду удачно вписан местный орнамент. Подобно А. Шергил, Сатвалекар хорошо передает национальный характер своих персонажей. В этом убеждают помимо названной вещи и другие жанровые картины африканской серии: «Африканский рынок», «Ярмарка в Кисеньи». Не менее интересны произведения на индийскую тему, в частности «Возвращение домой», «Встреча в пути». Здесь, казалось бы, традиционный сюжет — деревенские женщины, отправившиеся за водой, остановились отдохнуть — решен художником по-своему. Четкая композиция привлекает ритмом и сиреневато-золотистым колоритом. Типичным для мастера является стремление сочетать идущую от европейской школы линейно-воздушную перспективу с восточной декоративностью, что тоже было свойственно Шергил. М. Сатвалекар — превосходный портретист. Колористическим богатством и меткостью характеристики отмечены его портреты «Две сестры», «Девушка с гор», чем-то напоминающий «Тибетку» А. Боса, «За туалетом». Талантливый живописец Бх. Саньял, президент Академии изящных искусств, некоторые свои работы пишет в подражание народному лубку. Однако в ряде произведений он выступает с социальной темой.
Она нашла отражение в его картинах «Парикмахеры на отдыхе», «Женщины из касты хариджан» и др. К. Хеббар получил образование в Бомбейской школе искусств. Уже в 40-х годах художник нашел свой собственный стиль, преодолев известную эклектичность ранних работ, создававшихся под сильным влиянием западной постимпрессионистской живописи и традиционной школы индийской миниатюры и фрески. Он много ездил — был в Европе, Советском Союзе, в странах Юго-Восточной Азии. В Европе Хеббар внимательно изучал Брака и Матисса, совершенствовался в рисунке. Его рисунок прозрачный, легкий и в то же время безукоризненно точный по-матиссовски широк и свободен.
Живопись Хеббара носит плоскостной, условно-декоративный характер, но она всегда содержательна, конкретна, исполнена напряженного ритма человеческой деятельности. И это находит точное колористическое оформление в динамической охристо-серебристой гамме, усиленной чистыми тонами индигового и красного.