Связь религии с философией и наукой в Индии
В религиозно-философских учениях существенная роль в деле снабжения человечества «духовной пищей» наряду с религией отводится и философии. Последняя объявляется способной активно влиять на процесс духовного совершенствования человека и на его повседневную жизнь. В своем послании 3-й Конференции философов Востока и Запада, состоявшейся в Гонолулу, Свами Шивананда говорит, что жизнь — это карета, а философия — это лошадь, которая должна идти впереди кареты и тянуть ее за собой Более того, философия, по его мнению, может воздействовать на жизнь народа, если ее идеи овладеют умами его руководящих деятелей, «тех, кто управляет социальной, экономической и политической сферами… Правильная философия призвана давать направление национальной политике, чтобы она служила общему благу». Подобной «правильной философией» Шивананда считает учение о «божественной жизни», принципы которого у него и его последователей объединены общим названием «философия жизни». Она составляет теоретический фундамент Общества божественной жизни и «служит базисом всех философских систем». Однако идеи, представленные в учениях свами и садху, принимают форму традиционных систем древнеиндийской философии. У Шивананды— это синтез йоги и веданты, у Ранганатхананды — адвайта-веданта, у Бон Махараджа — вишнуизм #и т. п. Уже в силу этого философия выступает в органической связи с религией.
Но представители религиозно-философской мысли идут еще дальше— пытаются примирить и объединить религию с наукой. Свами Бои Махарадж, например, уделяет много внимания обоснованию самого права на существование «науки и философии религии». Наряду с материальными объектами, рассуждает он, имеются и духовные. Если первые изучаются естественными науками, то вторые постигаются «духовными науками». Между этими двумя рядами наук нет непримиримого противоречия. Представление об их противоположности ошибочно: «Наука и теология в действительности совместимы».