Простота и чрезвычайная скромность архитектурных средств
Простота и чрезвычайная скромность архитектурных средств отличают здания больниц и очень редких в Индии санаториев, возведенных чаще всего на средства муниципалитетов или благотворительных обществ. Таков туберкулезный санаторий в Пондишери, построенный в 1954 г. Одноэтажное кирпичное, оштукатуренное и побеленное здание с центральным входом и обычными оконными проемами лишено необходимых, но удорожающих постройку лоджий, балконов и каких-либо солнцезащитных устройств. Большие возможности для осуществления творческих замыслов открывает перед архитекторами создание мемориальных и культовых зданий, музеев и т. п. К одним из лучших произведений современного индийского зодчества можно отнести Галерею искусств Джехангира в Бомбее, сооруженную в 1950 г. по проекту и под руководством Д. Баджпая. В своем творчестве талантливый индийский архитектор стремился синтезировать выработанные в течение тысячелетий народные традиции и современные достижения мировой архитектуры. Он много работал в области промышленного и жилищного строительства. Ему принадлежат проекты научно-исследовательских учреждений, фабрик, школ, особняков. Он разработал проблему удешевленного массового жилища, спроектировал и построил поселок для низкооплачиваемых служащих Министерства военно-воздушных сил.
Архитектура музея Джехангира дает пример глубоко обоснованного з конкретных условиях решения. Функциональная оправданность форм становится и здесь одним из главных эстетических достоинств произведения. Здание музея расположено на площади, на углу одной из центральных улиц Бомбея. Это продиктовало полукруглую в плане композицию. Вспомогательные и служебные помещения с террасами выходят в сад, который прилегает к помпезному зданию музея принца Уэльского. На улицу выступает плавно закругленная глухая стена из местного светло-охристого песчаника с узорной зигзагообразной кладкой. Над единственным входным проемом изогнулся волнообразный бетонный навес. От вестибюля, перекрытого стеклянным куполом и устланного узорной мраморной крошкой, веером расходятся два выставочных зала с верхним отраженным светом. По замыслу они должны быть кондиционированы, естественная вентиляция в них не предусмотрена. Удивительно, что это небольшое здание благодаря своей пластичности и цельности создает ощущение значительности и монументальности.