Индийские мыслители нового и новейшего времени
Многие индийские мыслители нового и новейшего времени, создавая свои философские системы или концепции, опираются на религию как на отправной, а нередко центральный пункт своего мировоззрения. Они, по свидетельству Б. Г. Рая, «черпают вдохновение в древней индийской мудрости» и «являются столь же философами, сколь и рели гиозными деятелями. Религия оказывается центром, из которого исходит индийское мышление. Гандиджи, Рабиндранат и Ауробиндо — не религиозные проповедники, однако религия составляет основу их учений». Органическое переплетение религии и философии, обусловившее господство идеализма в индийской философии, породило представления об их идентичности. П. Т. Раджу пишет: «Индия ныне — единственная
Страна, где философия и религия появились одновременно и продолжают совместное существование, они обычно идентифицируются; индийскую религию называют философской религией, а индийскую философию— религиозной философией». Подобное представление присуще не только профессиональным философам, но и более широким кругам буржуазной интеллигенции. К. Сатчидананда-Мурти утверждает: «Необходимого разделения между философией и религией здесь никогда не было… Даже современные выдающиеся индийцы не имеют ясного представления о том, что такое философия, и смешивают ее с религией». Однако теснейшее переплетение и взаимосвязь религии и философии вовсе не означает, что последняя утратила свои особенности как самостоятельная форма общественного сознания. Кроме того, самый процесс воздействия религии со временем претерпевает существенные изменения. Здесь одним из важнейших факторов выступает политика секуля — ризма, провозглашенная и в известной мере проводимая правительством Республики Индии.
В подобных условиях непосредственное сведение философии к религии или их идентификация становятся все более затруднительными