Сатирические произведения кашмирского поэта Махджура
Сатирические произведения кашмирского поэта Махджура, направленные против спекулянтов, взяточников, «хозяев черного рынка», четверостишья его земляка поэта Арифа, высмеивающего пережитки прошлого, многие стихи Джоша Малихабади, Ума — шанкара Джоши, Нагарджуна, Говиндаграджа и других представителей многонациональной литературы Индии, правдиво отображая жизнь, способствуют созданию предпосылок для развития реалистического метода в индийской поэзии. Важным условием этого служит плодотворное влияние на творчество прогрессивных поэтов общественной мысли социалистических стран, а также произведений Маяковского, Пабло Неруды, Луи Арагона, Назыма Хикмета, которые широко переводятся на все языки народов Индии. Ведущей тенденцией в современной художественной прозе, безусловно, следует считать глубокий интерес к социальной проблематике, стремление осмыслить отношение «человек — общество» на новом этапе истории Индии. В годы огромных общественных перемен самым оперативным жанром, естественно, оказывается рассказ, который развивается преимущественно в русле реалистического метода. Мастера короткого рассказа Яшпал, Упендранатх Ашк, Амритарай, БхайраЕ Прасад Гупта, Раджендра Сингх Беди, Кришан Чандар, Ахмад Аббас, Исмат Чугтаи , Каруна Кумар, Муниманикьям, бенгальцы Монодж Бошу, Нарайон Гонгопадхай, Премендро Миттро, пенджабцы Гурбакш Сингх, Картар Сингх Дуггал, Навтедж Сингх продолжают и развивают реалистические традиции классика литературы хинди и урду Премчанда и классика бенгальской литературы Шоротчондро Чотопаддхайя. Характерная для творчества Премчанда гуманистическая тенденция сочувственного изображения маленького человека, задавленного общественной несправедливостью, в произведениях современных новеллистов перерастает в активный протест против социального неравенства, а критика отдельных сторон буржуазной действительности — в обличение всего социального строя.
Однако, несмотря на оперативность рассказа, основным жанром в большинстве литератур Индии стал роман. Именно он открывает широкие возможности для освоения новых пластов жизни и раскрытия важнейших социально-экономических тем. В традиционную тематику романа вторгаются события недавних лет — эпизоды освободительной борьбы, крушение колониального режима, раздел страны и вызванная им индо-мусульманская вражда — проблемы сегодняшней Индии со всеми ее противоречиями, вопросы, связанные с судьбой интеллигенции, с бедственным положением крестьянства, и т. д.