Философия Махадевана
Философия Махадевана демонстрирует не только приверженность ее создателя принципам веданты, но и смыкание этических ценностей с религиозными. Аналогичный характер носит концепция морали в системе «вечной религии» Сарвепалли Радхакришнана. Он исходит из того, что вера и поведение человека всегда «идут рядом». Подобно тому как существуют общие универсальные основы религии, существуют и универсальные нравственные принципы, «базирующиеся на человеческой природе как таковой», хотя «в различные эпохи наши представления о них меняются». Мораль, по мысли философа, не зависит от условий материальной жизни общества и социально-классовых отношений, а изменения в понимании нравственных принципов в различные эпохи связаны со степенью развития сознания, с уровнем духовного развития общества. Общество со свободой индивидуума может быть построено только «на твердой почве законов морали», а «не на зыбучих песках политической или экономической выгоды». Более того, стремление человека к достижению высшей морали способно возвысить его «над идолами экономического производства». В соответствии с индийской религиозно-философской традицией, а также под определенным влиянием философии гандизма Радхакришнан провозглашает важнейшими принципами морали любовь и ненасилие. В его интерпретации они выступают как некие абстрактные, всеобщие нравственные категории, лишенные конкретно-исторического содержания и какой-либо социально-классовой обусловленности. Так, любовь являет ся «законом бытия человека», и где бы он ни находился, чем бы ни занимался, он обязан следовать этому закону. Лишь неуклонное следование ему приведет к установлению того «морального порядка» в мире, при котором будут окончательно преодолены все неурядицы и конфликты. Противник фанатизма, Радхакришнан предупреждает против слепого принятия закона любви. Любовь, по его мнению, должна носить осознанный целеустремленный характер, основываться на принципах религии духа. «Когда мы увидим Универсальный Дух Истины в каждом индивидууме, мы возлюбим самое слабое из творений, как самих себя». В непосредственной связи с законом любви находится принцип ненасилия. Как и у Ганди, он выводится из важнейшей этической категории философии и религии джайнизма — ахимсы. «Если мы верим,— пишет Радхакришнан,— что каждый индивидуум несет в себе божественное, то наше отношение к людям должно быть отношением непричи — нения зла. Ахимса — это… отрицание ненависти. Нет сомнений в том, что все свободные от страха… будут действовать в мире в духе любви и сострадания… Любовь — основа всякой цивилизации».