Исполнительское творчество индийского музыканта
Итак, исполнительское творчество индийского музыканта неотделимо от процесса создания произведения. Последнее же суть импровизация, заключающаяся в изложении развития раги. Следует добавить, что это изложение строится по строго определенному плану: оно начинается с «алапы», медленного, глубокого звучания темы, ее сменяет композиция для инструментов, идущая под аккомпанемент барабана «пахаваджа» — сложные технические вариации и сочетания ритмических построений, и завершается «гатой» , для которой обязательны сложные мелодические варианты и изысканная музыкальная орнаментика. Сочиненные по такому образцу классические пьесы — крупные произведения, исполнение которых зачастую длится часами. Несмотря на то что старинная профессиональная музыка своими корнями тесно связана с народным музыкальным творчеством, жанры классической и народной музыки значительно отличаются друг от друга. Народная индийская песня многообразна — в каждом штате страны имеются свои собственные, национальные мелодические формы, традиционные виды, излюбленный стиль вокального исполнения. Бенгальская песня бхатиали, скажем, совсем не похожа на паваду Махараштры, а каджри, бытующая в Уттар Прадеше,— на манды Раджастхана и т. д. Но в любом районе она всегда невелика по размерам, мелодически выразительна, проста по построению. Народная песня располагает множеством тематических вариантов: радость и печаль, надежды и устрехмления людей, их каждодневные занятия. Образы индийской мифологии нашли в ней свое вдохновенное воплощение, наполнились музыкальным содержанием. Недаром в сознании народа песня тоскующей Радхи издавна символизирует не только беспредельную любовь к божеству, но и горячее, земное чувство девушки к своему возлюбленному, напевы Кришны воспринимаются как песни о неутомимых, жизнерадостных пастухах-ахн — рах, а мелодии о Раме и Сите — как символ негасимой любви и верности. В народной фантазии и само божество нередко связывается с каким-либо музыкальным инструментом. Кришну, например, всегда изображают с флейтой — бансури, богиню знания Сарасвати — с виной, танцующего Шиву —с барабаном, символом созидания. В отличие от классической музыки народная характеризуется яркой социальной окраской. И не удивительно, ведь песни рождались в самой гуще масс, на базаре, деревенском театральном представлении и являлись непосредственным откликом на злободневные события. Об этом особенно красноречиво свидетельствует музыкальная фольклористика времен Великого народного восстания 1857—1859 гг. и подъема национально-освободительной борьбы накануне завоевания независимости.