Процесс формирования современного балета
Процесс формирования современного балета начался еще в первом десятилетии XX в. и непосредственно связан с творчеством Рабиндраната Тагора, который вошел в историю индийского театра не только как великий драматург, но и как выдающийся музыкант и творец ново — ю стиля актерской игры. Перу Тагора принадлежит более сорока пьес, из них 12 имеют подзаголовок «музыкальная драма». Эти произведения — поэтическое воплощение идей драматурга средствами танца, музыки и пения, свидетельство интереса к древнеиндийской традиции синтетического театра. В основанной Тагором Школе искусств изучались народные и классические стили индийского танца, велись поиски новых форм сценического воспроизведения драматургического материала. Поиски завершились созданием оригинальной исполнительской манеры. Ее основу составлял классический манипури — легкий, грациозный танец Ассама, близкий народным образцам хореографии. Для передачи энергичных, сильных характеров Тагор использовал в своих музыкальных драмах катхакали — высоковыразительный, экспрессивный танец Малабара.
Душой танцевальных драм была музыка. Поэтому, видимо, нововведения Тагора коснулись и этой области индийского искусства. Музыка его предшественников взывала главным образом к интеллекту слушателей, бенгальского поэта же интересовало прежде всего ее эмоциональное воздействие. Музыкальный язык его был настолько своеобразен, что до сего времени созданные им песни имеют специальное название «Рабиндрасангит» . Тагор — композитор и Тагор — сценический интерпретатор своих драматических произведений во многом предопределил пути развития индийского музыкального и хореографического искусства. По его стопам пошли многие композиторы и хореографы. Изучая, систематизируя народное творчество, они отобрали из него то, что более всего созвучно духу времени. Новая художественная форма почти всегда рождается из разрозненных элементов, которые приходят к своему органическому единству в момент ее окончательного становления Современный балет Индии не является в этом смысле исключением. На протяжении полувека он, по образному выражению известного писателя Мульк Радж Ананда, имел тенденцию к синтезу древних национальных танцев со «зрелищностью» европейского балета и, как любой синтез подобного рода, не избежал налета искусственности.