Религиозно-философские учения
Религиозно-философские учения характеризуются необычайной приверженностью национальным традициям. Воскрешая принципы религии и философии древней Индии, творцы этих учений пытаются приспособить их к решению задач, стоящих ныне перед страной, что также способствует их популяризации. Вместе с тем, опираясь на еще бытующий в стране культ гуру-учителя, связанный с непререкаемым авторитетом свами или садху, последние иногда выдают свои учения за «слово божье», откровение и т. п. Естественно, что неграмотные массы принимают их в качестве священных и потому безусловно истинных. В новых исторических условиях основатели этих учений стараются учитывать достижения современной науки и «примирительно» трактовать вопросы соотношения веры и разума, религии и науки, облекая в мистифицированную форму стремление масс к социальной справедливости.
Как одно из направлений современного индийского идеализма религиозно-философские учения своими социальными и идейными корнями связаны не столько с условиями независимой Индии, сколько с ее колониальным прошлым. В них в наибольшей мере выражены пережитки феодальной идеологии.
В то же время попытки выдвинуть религиозно-мистические рецепты решения актуальных вопросов лишь подтверждают ту неоспоримую истину, что клерикализм, в какой бы форме он ни выступал, для сохранения своего влияния вынужден модернизироваться, хотя бы по видимости приспособлять свои обветшалые идеи к тем проблемам» которые действительно волнуют человечество.