Философия и гуманизм
Перспективы суверенного развития Индии, пути ее политического, экономического и культурного возрождения органически связываются в сознании ряда философов и общественных деятелей с борьбой за мир, за полную ликвидацию колониализма, за утверждение свободы и равноправия всех людей, за всестороннее, гармоническое развитие личности. Поэтому в трудах индийских философов особую остроту приобретает проблема человека и человеческих ценностей. Она составляет неотъемлемую часть почти всех авторитетных философских систем, созданных в современной Индии. Эту проблему индийские мыслители анализируют в трех основных аспектах: в историко-философском, религиозно-этическом и соци ально-историческом. Первый проявляется в выдвижении и подчеркивании тезиса, по которому центральным пунктом индийской философии выступает человек, а смысл жизни заключается в непрерывном нравственном совершенствовании индивидуума. Так, Д. М. Датта одну из ее характерных особенностей видит в понимании того, что «конечная цель каждого индивидуума — самосовершенствование». Некоторые мыслители рассматривают проблему человека в качестве центрального пункта не только отечественной философии, но и любого мировоззрения. П. Т. Раджу, например, неоднократно говорит, что смысл философии — в разъяснении сущности человека и его жизни, что подлинная философия — это философия человеческой жизни. Значение этой гуманистической тенденции не снижается интерпретацией проблемы человека в религиозно-идеалистическом плане. Подчеркивая в соответствии с религиозно-философскими, в частности, ведантистскими традициями божественную природу человека, его стремление к достижению мокши или ананды, индийские философы нередко подразумевают под этим высокие идеалы и благородные побуждения. Принцип божественности человека используется как средство утверждения величия духа, могущества и нравственной силы индивидуума. Особенно отчетливо подобная трактовка предстает в гуманистической системе Сарвепалли Радхакришнана. Он выдвигает комплекс духовно-нравственных идеалов жизни человека и самой религии, старается приписать гуманистические функции духовного Концепция морали Радхакришнана возвышения человека, способность вести его к свободе, счастью и нравственному совершенству.