Формы организации гуманитарной науки и научной деятельности в Индии
Формы организации гуманитарной науки и научной деятельности в Индии сложились в основном еще в колониальный период. После завоевания независимости наметились определенные сдвиги, вызванные изменениями в стране и прежде всего в политике правительства в области науки. С 1948 г. оно через свои ведомства осуществляет общее руководство гуманитарными исследованиями и подготовкой кадров. В настоящее время соответствующие функции возложены на Министерство научных исследований и культуры и Министерство образования. Для успешного решения сложных исследовательских задач немаловажное значение имеет всемерное расширение и укрепление научновспомогательных и культурно-просветительных учреждений — библиотек, архивов, музеев. Библиотеки существуют в Индии с незапамятных времен. В древности и в средние века они создавались преимущественно при монастырях, центрах религиозного просвещения и дворах феодальных правителей. После освобождения центральное правительство и правительство ряда штатов приняли специальные законь’ о библиотеках. В конце 40 — начале 50-х годов публичные библиотеки появились в Бомбее, Бароде, Мадрасе, Аллахабаде, Хайдарабаде, Лх — мадабаде и других городах. С помощью ЮНЕСКО были сформированы Индийский национальный центр научной документации и Делийская публичная библиотека, которая со временем должна стать главным книгохранилищем страны. Важное место в системе индийских библиотек занимает Национальная библиотека Индии в Калькутте. Крупными собраниями литературы располагают библиотеки научно-исследовательских учреждений и университетов. К концу 1954 г. в стране насчитывалось 30 университетских библиотек. Шесть из них имеют более 100 тыс. томов. Меры, принимаемые государством и научной общественностью, привели не только к увеличению числа библиотек, но и к росту их фондов, усовершенствованию системы обслуживания читателей, расширению книгообмена внутри страны и с библиотеками и научными учреждениями других государств.