Развитие науки в Индии
В колониальный период развитие науки в Индии основывалось главным образом на личной инициативе отдельных ученых. Никаких попыток организовать науку в масштабах страны и использовать ее данные для улучшения условий жизни народа не предпринималось. Только обстоятельства, связанные со второй мировой войной, вынудили правительство Великобритании и колониальные власти изменить политику. Налаживание производства товаров, ранее импортировавшихся из-за границы, потребовало привлечения местных ресурсов и материалов. В 1940 г. был основан консультативный орган — Управление научных и промышленных исследований, призванный установить их направление, а в апреле 1942 г.— Совет научных и промышленных исследований, начавший свою деятельность с учета имевшихся в стране средств и выработки предложений по координации и развитию исследований, важных для военных нужд *.
Настоящее использование огромных природных богатств страны н духовных сил народа в целях создания промышленности, подъема сельского хозяйства, возрождения национальной науки и культуры стало возможным только в результате освобождения Индии. Чтобы решить задачи ликвидации последствий колониального режима, восстановления экономики, повышения благосостояния и культурного уровня населения, нужно было развивать науку, готовить национальные научные кадры высокой квалификации и технический персонал для промышленности и сельского хозяйства. Сразу же после провозглашения независимости в 1947 г. правительство взяло на себя инициативу в определении политики в данном вопросе и контроль за проводящимися в стране научными исследованиями.
В 1948 г. в целях координации деятельности министерств и организаций, выработки рекомендаций по научным вопросам, подготовки научных кадров, обеспечения научных контактов с зарубежными странами и выполнения работы, связанной с членством Индии в Международном совете научных союзов и в других организациях, был создан Департамент научных исследований. Впоследствии его преобразовали в Ми — иистерство естественных ресурсов и научных исследований, затем в Министерство образования и научных исследований и, наконец, в Министерство научных исследований и культуры.