Начало индийского кино
Начало индийского кино относится к 1913 г. Период его становления связан с показом фильмов на сюжеты, весьма далекие от жизни. Произведения первого десятилетия были подчинены исключительно мифологической тематике. «К этому времени,— пишет индийская исследовательница Панна Шах,— не осталось, пожалуй, ни одного не экранизированного эпизода из «Рамаяны» или «Махабхарты», а некоторые из наиболее популярных легенд инсценировались снова и снова». С точки зрения художественной эти кинокартины были в достаточной степени беспомощными: на экран переносились готовые штампы и приемы, заимствованные в коммерческом театре парсов,— развлекательность,- буффонадность комических персонажей, помпезность, пышность декораций и костюмов. По сути дела первые фильмы представляли собой’ переснятые на пленку пьесы исторического и мифологического содержания, какими их можно было видеть на подмостках театра, принадлежавшего крупнейшему антрепренеру парсу Мадану. В 20-х годах широкое распространение получает приключенческий жанр. Он развивается под влиянием американских трюковых фильмов, наводнявших тогда экраны Индии. «Подражание Голливуду пронизывало всю индийскую кинематографию,— вспоминают искусствоведы
Б. Д. Гарга и Балвант Гарги. В индийском кино были свои вундеркинды, которых рекламировали как индийских Джекки Куганов… был свой индийский Чаплин, индийский Дуглас Фербенкс, индийские Эббот и Костелло и т. д. и т. п. По голливудским образцам делались фильмы типа «Тарзана»: «Замбу», «Сын Замбу» и многие другие». В тот же период кинематографисты страны обращаются к так называемой социальной теме. Хотя, по словам Панны Шах, на языке местной кинопромышленности «социальными» до сих пор называют картины, «поставленные на современном материале, с современной обстановкой и костюмами, в отличие от мифологических или исторических», все же создание подобных фильмов было для национального кино, обитавшего в мире сказок и фантастических приключений, явлением новым. По преимуществу демонстрировались пустые комедии и банальные любовные мелодрамы. Только в одном фильме — «Гнев», выпущенном В — 1928 г. компанией «Импириэл фильм», нашли отражение идеи борьбы за национальную независимость и впервые была сделана попытка поставить проблемы современности.