Строительство уникальных гражданских зданий
Наибольшую свободу для творческих исканий дает область строительства уникальных гражданских зданий. Требования идейно-художественной выразительности и эмоциональной насыщенности архитектурного образа выходят здесь на первый план. Правда, мастер всегда вынужден считаться с интересами и вкусами заказчика, представителя правящих классов, и нередко победа последнего весьма ощутима. По имеющимся в нашем распоряжении материалам трудно судить об общей направленности гражданской архитектуры, но с бесспорностью можно констатировать, что уникальные сооружения не отличаются ни единством стиля, ни единством эстетических принципов. Если в прежние времена формы и композиции построек одного типа вырабатывались и совершенствовались в продолжение столетий на основе традиций и потому повторяли друг друга, теперь здания одинакового функционального назначения принимают несхожий, совершенно неожиданный вид даже тогда, когда они создаются в аналогичных условиях. Среди различных архитектурных течений выделяется школа, возглавлявшаяся выдающимся зодчим Ле Корбюзье, смелым новатором, сочетавшим в себе черты философа-мыслителя, настоящего художника и ученого, опережающего время. К сожалению, не всегда ему удавалось осуществить свои замыслы: нередко они вступали в противоречие с требованиями заказчика или не отвечали сложившимся к тому моменту социально-экономическим условиям. Произведения Ле Корбюзье и его талантливых индийских последователей Дж. Мальхотры, Б. В. Доши и других отмечены желанием их творцов отыскать оригинальное архитектурное решение, соответствующее конкретным задачам, создать яркий художественный образ. Одновременно развивается течение, отражающее вкусы определенных кругов помещиков, представителей крупного капитала и административно-чиновничьей верхушки и характеризующееся тенденцией во что бы то ни стало противостоять внешним влияниям.
Архитекторы данного направления прибегают к простым, даже примитивным, доходчивым средствам и приемам. В своих произведениях они используют прежде всего внешние декоративные формы и мотивы, ассоциирующиеся с привычными образами старинных построек, что часто приводит к механическому смешению форм и стилей, относящихся к разным историческим эпохам, к поверхностной трактовке национальных мотивов или откровенному реставраторству. Его оросительная система с каналами простирается более чем на 4,5 тыс Км, захватывая территорию Пенджаба и частично Раджастхана. В комплекс входят две плотины, две пятнадцатиэтажные электростанции и две гидроэлектростанции. На массивных бетонных быках электростанций установлены металличе ские пространственные колонны с монолитными балками. Необычайно сильное впечатление производит гигантская плотина Бхакра, расположенная у подножия Гималаев и достигающая 225 М, Т. е. высоты сорокапятиэтажного дома. Человек, как бы соревнуясь с природой, дополнил величественный горный пейзаж не менее величественным творением своих рук. Система Бхакра-Нангал влила новую жизнь в этот засушливый и бедный район: зазеленели поля, выросли заводы и фабрики, появились рабочие поселки. Ее энергией питается теперь новая столица Пенджаба — Чандигарх. Индийские гидростроители широко используют опыт других стран, но вынуждены учитывать при этом местные особенности — аграрный характер страны, жаркий климат, угрозу периодической засухи. Гидротехнические комплексы возводятся при наличии емких водохранилищ. Суммарная емкость их по сравнению с 1948 г. увеличилась к 1961 г. в 10 раз. Обилие дешевой рабочей силы и нехватка цемента заставляет в ряде случаев отказываться от механизированных индустриальных методов строительства и по возможности экономить дефицитный материал.