Первые города независимой Индии
Первые города независимой Индии возникли в 1948—1949 гг. Они предназначались для переселенцев из Пакистана и строились частично на субсидии государства, а частично силами самих переселенцев. В них предусматривалось сооружение мелких промышленных предприятий,, в том числе кустарных, а в некоторых случаях и показательных государственных сельскохозяйственных ферм. Так возникли Раджпур с населением свыше 7 тыс. и Нилокхери — более 16 тыс. человек. И тот и другой стали центрами сельскохозяйственных районов.
Нередко закладке городов предшествует создание завода строительных изделий. Вскоре после того тут же разбивают палатки и ставят бараки, а затем уже воздвигают более монументальные здания из изготовленных на месте материалов. Так, в Гандидаме вначале был пущен завод пустотелых бетонных блоков и лишь потом приступили к строительству жилых домов и общественных сооружений. Гандидам, расположенный в 10 Км от порта Кандла, вырос в портовый город и промышленный центр Он спроектирован О. Коенисберге — ром на 250 тыс. человек. Специфика местоположения города вынудили архитектора отказаться от ленточного варианта планировки. Зодчий постарался обеспечить более удобную связь между районом предприятий, деловым центром и жилыми кварталами и по возможности добиться большей компактности. Крупными промышленными городами стали новый Джамшедпур —центр черной металлургии, выстроенный в том же штате Бхилайнагар, Бхадравати на 400 тыс. жителей и Роуркела. Все они распланированы по ленточному принципу и разделены на две параллельные зоны: производственную и жилую. На отдельных участках между двумя зонами проложены автомагистрали. К сожалению, при создании городов учитываются прежде всего интересы производства, а не удобства жителей. К недостаткам нового Джамшедпура, например, следует отнести отрыв вокзала от жилых районов и малый по размерам зеленый защитный пояс. В Бхадравати, раскинувшемся на берегу реки, жилая зона отрезана от воды заводами; город пересекает ветка железной дороги.