Любительский театр в Индии
Самодеятельный, или, как его называют в Индии, любительский, театр силами и средствами молодых энтузиастов осуществляет иногда очень интересные представления. Такие коллективы, по мнению приверженцев западного драматического искусства, — единственная живая струя в театральной культуре сегодняшних дней. И тут встает еще один вопрос, о котором порой забывают и теоретики и сами драматурги, — вопрос о зрителе. Ведь значительную часть репертуара любительских театров, несмотря на популярность индийской эканки, составляет европейский материал — от Софокла и Шекспира до Стринберга, Сартра, Камю и Элиота. Подобный репертуар интересен только узкому кругу интеллигенции. Широкий зритель, на вкусы которого в немалой степени оказала влияние дешевая кинопродукция, в этот театр не пойдет. Отсюда возникает важнейшая проблема современной драматургии и театpa — действительно ли нужно во что бы то ни стало стремиться создать в Индии драматический театр европейского типа? Драматург и театральный критик Балвант Гарги предлагает серьезно задуматься над проблемой синтеза европейского драматического и народного индийского театра. Ведь действительно, разнообразнейшие формы последнего ближе и понятнее сердцу простого индийца, чем изощренные формы западного искусства. И сегодня, в середине XX в., как тысячу лет назад, индийский крестьянин с напряженным вниманием следит за подвигами любимых героев. От этого нельзя отмахиваться, наоборот, это нужно использовать для создания каких-то новых видов театрального искусства. И подобный опыт уже производится. Театр Телинганы, объединивший драматический сценарий с народными танцами и пением, достиг огромных успехов. Бенгальский драматический театр даже в сугубо современную постановку пьесы Горького «На дне» включает древнюю джатру, что, с точки зрения зрителя, лишь увеличивает достоинства спектакля. Труппа «натмандал» в Гуджарате широко использует традиции народной оперы «бхаваи». Драматургия Махараштры привлекает свои формы народного театра. По всей вероятности, те, кто старается найти новые пути развития индийской театральной культуры в этом направлении, близки к верному решению. Интересно, что старые и, казалось бы, ретроградные формы народного театра дают боль шие возможности для различных экспериментов. В рамлиле обычно показываются действия, совершающиеся одновременно, но в разных местах: зритель может сразу наблюдать и бой Рамы с Раваном и Ситу, томящуюся в башне. Любопытно, что подобные приемы осуществлялись в СССР и в США лишь в 20—30-х годах. В Индии же современные драматурги о них забыли.