Старое
Топовые записи

Влияние национальных духовных традиций

Влияние национальных духовных традицийРешающее влияние в развитии индийской философии и культуры в целом принадлежит традициям, особенно идеалистическим школам и религиозным учениям древней Индии, а также идеям, представленным в произведениях народного эпоса — «Махабхарате», «Рамаяне», «Дхам — мападе», ведах и т. д. Современные мыслители не только опираются на концепции, разработанные в этих памятниках общественной мысли, но и используют их категории, аргументацию, а нередко и художественные образы для обоснования и популяризации своих собственных учений. На некоторые из памятников, прежде всего на «БхЬгавадгиту», упанишады и веды, так часто ссылаются в философских трудах, произведениях литературы и искусства, в публицистике при изложении политических доктрин, что они нередко выступают как олицетворение древних духовных традиций страны. Английское колониальное господство наложило серьезный отпечаток на характер идейных связей Индии с Западом: они прямо или косвенно осуществлялись преимущественно при посредстве и сквозь призму английской общественной мысли. Поэтому многие философские течения, распространенные за пределами Великобритании, не оказывали сколько-нибудь заметного воздействия на индийскую философию. К тому же колонизаторы преднамеренно препятствовали проникновению в Индию передовых идей, особенно после Великой Октябрьской социалистической революции. Однако и собственно английские идейные влияния наталкивались на упорное сопротивление патриотической, демократической мысли, что тормозило распространение английских реакционных течений. Доминирующая роль религиозно-идеалистических традиций в развитии философии Индии обусловила тяготение мыслителей к объективному идеализму и своеобразный иммунитет к субъективному идеализму, неприязнь к нему и даже критику в адрес его зарубежных представителей. Естественно, что здесь не вызвали сочувственного резонанса субъективно-идеалистическое учение Джона Беркли и философия Давида Юма. В то же время преимущественное внимание индийских философов к религии как важнейшей национальной мировоззренческой традиции определило их интерес к концепциям английского «абсолютного» идеализма, в частности, к учениям его крупнейших представителей — Ф. Г. Брэдли, Б. Бозанкета, Д. Мактаггарта.

Новые статьи
Интересные записи

Copyright © 2015. All Rights Reserved.