Переворот в индийской литературе независимой Индии
Переворот в индийской литературе независимой Индии ознаменовался появлением нового героя. Это — человек высоких стремлений, обладающий духовной и нравственной чистотой. Он глубже вникает в процессы, совершающиеся в мире, решительнее борется за свое право на счастье. Всестороннее изучение жизни народа, правильное понимание обстановки в стране, помогли многим писателям создать яркие впечатляющие образы современников. В канун освобождения индийские драматурги в одном ряду с прозаиками и поэтами в меру своих сил и таланта стремились приблизить грядущую победу и предотвратить по возможности ужасы раскола и религиозных распрей.
Во время второй мировой войны острая социально-политическая тема владела безраздельно умами мира. И даже драматургия Индии, несмотря на определенную консервативность, отдала ей явное предпочтение перед мифологическим и историческим сюжетом. Забыв о жестокой регламентации, она как бы сбросила бремя традиции и вышла на площадь, призывая народ к борьбе за свободу. «Ее темой стало восстание, подмостками — общество, актерами — народ»,— писал о драматургии того периода Бирендра Кумар Бхаттачария. Однако уже в конце 40-х и особенно в 50-х годах наступает заметный спад в индийской драме. Пьеса уходит с площадей в кружки интеллигенции и, как правило, теряет свое политическое звучание. Исключение составляла, быть может, только драматургия Телинга — ны, получившая в годы восстания необычайную популярность.
Все более очевидным становится теперь отставание литературной формы индийской драмы. В годы войны первостепенное значение придавалось остроте содержания разыгрываемых на площадях представлений, а не их художественным достоинствам, сейчас же преимущественное внимание начинает уделяться вопросам формы произведения. Поэтому можно сказать, что после освобождения индийская драма переживает качественно новый этап, отмеченный поисками новой формы.