Современная индийская проза
Современную индийскую прозу в целом отличают внимание к новому жизненному материалу, глубокий показ человеческого характера во всей его сложной взаимосвязи с окружающей средой, выдвижение идейно-эстетических идеалов, отвечающих насущным интересам народных масс.
В первые же годы после завоевания политической самостоятельности появляется множество произведений об освободительном движении индийского народа. Авторы и повестей и романов стараются рассказать правду о борцах за свободу родины, напомнить своим соотечественникам, какой ценой была завоевана независимость, сколько жертв пришлось принести во имя ее достижения. Этой теме в бенгальской литературе посвящены трилогия Гопала Халдара, завершенная в 1951 г., романы «Пришествие» Нарайона Гонгопаддхайя и «Бодрствующий» Шотинатха Бхадури. Герой последнего, участник революционных событий августа 1942 г., в ночь перед казнью день за днем вспоминает всю свою жизнь. В литературе урду к аналогичной теме одним из первых обратился Ходжа Ахмад Аббас, задумавший написать трилогию о том, «как четырехсотмиллионный народ пробудился от многовековой спячки, чтобы бороться за свободу и социальную справедливость». В начале 50-х годов вышла первая часть трилогии— роман «Сын Индии». В нем вымышленные персонажи живут и действуют в реальных исторических условиях, сталкиваются с реально существовавшими политическими и общественными деятелями. Проблемы национально-освободительной борьбы, ее теории и практики зачастую поднимаются и в исторических романах, воссоздающих картины жизни сравнительно близкого прошлого, а иногда и тех отдаленных эпох, о которых почти не сохранилось достоверных сведений. Страстным протестом против рабства наполнен роман Врин — даванлала Вармы «Лакшми Бай, рани Джханси» о героине индийского народа, павшей в борьбе с колонизаторами во время Великого национального восстания 1857—1859 гг. Духом героической борьбы, самопожертвования во имя народных интересов проникнуты романы Рахула Санкритьяяны «Бесстрашный полководец», «Приятный сон», «Забытый путешественник» , Ран — гея Рагхава «Курган мертвых» , Яшпала «Дивья» . Достоинство этих произведений заключается в их неразрывной связи с современностью, в преемственности освободительных идей, в их большом воспитательном значении.